- В Приднестровской Молдавской Республике на протяжении всей истории ее существования развивалась, как это модно говорить, «система сдержек и противовесов» основанная на принципе разделения властей. Однако по прошествии 20 лет стало очевидным, что данная система из инструмента по предотвращению злоупотребления властью превратилась в инструмент политической борьбы одной из ее ветвей. И виновата в этом существующая мажоритарная избирательная система.
Мы все стали заложниками прихоти людей, которые, с одной стороны пишут законы по которым живет вся республика, а с другой – отвечают перед избирателями почти исключительно своей продуктивностью в решении вопросов хозяйственно-бытового характера.
Именно это обстоятельство привело к той нездоровой ситуации во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, которую мы наблюдаем последнее время. Парламентарии, пользуясь отсутствием ответственности за принимаемые решения, саботируют едва ли не большую часть инициатив правительства. Доходит до абсурда: депутаты даже отказываются принять отставку чиновника, который не хочет работать на своем посту.
И все им сходит с рук, потому что они регулярно красят скамейки, подъезды, ремонтируют сантехнику и устанавливают детские качели, и это устраивает их избирателей, доведенных до нищеты, в связи с чем радостно воспринимающих даже такую помощь.
К чему все это приведет республику трудно представить, но думаю, что мало кто согласится с тем, что подобное положение дел является нормальным. Решить эту проблему можно создав условия, при которых избиратели начнут обращать внимание не на хозяйственную, а на законотворческую составляющую работы народных избранников, и будут оценивать их по результатам этой работы. Ну а самих депутатов, раз уж мы говорим о необходимости консолидации общества, нужно научить думать, в первую очередь, об интересах республики в целом.
Второй момент, который вызывает беспокойство – это несоответствующее настроениям в обществе представительство в парламенте различных политических сил. И последний избирательный цикл со всей очевидностью это продемонстрировал. С одной стороны мы увидели убедительную победу представителей партии парламентского большинства на выборах в Верховный Совет в 2010 году, а с другой – сокрушительное поражение ее лидера на президентских выборах годом позже.
Почему такое могло произойти? Ведь за экс-спикера агитировали его однопартийцы, которым народ незадолго до этого доверил представлять их интересы в законодательном органе республики. Или все-таки не весь народ доверил, а лишь т.н. «относительное большинство»? А уже депутатами они стали лишь по причине применения в Приднестровье несправедливой мажоритарной системы.
Данное обстоятельство порождает и третью проблему – это уровень легитимности и доверия граждан к представительным органам власти Приднестровья. Перед каждыми выборами жителей республики правдами и неправдами зазывают отдать свой гражданский долг, но раз за разом десятки тысяч избирателей разочаровываются в действующей системе выборов из-за того что их голоса никоим образом не влияют на результаты волеизъявления.
В целом по республике до трети граждан, фактически, не имеют в Верховном Совете своих представителей т.к. они голосовали не за победивших кандидатов. Существуют округа, где за действующих депутатов проголосовало 35-40% избирателей пришедших на участки, и по 14-15% от числа всех жителей округа. Кто же тогда представляет в Парламенте интересы остальных избирателей?
Все это заставляет нас снова и снова говорить о том, что Приднестровью сегодня как воздух необходима избирательная реформа. Причем реформа кардинальная, а не половинчатая. Все разговоры о том, что надо попробовать, ввести сначала смешанную систему сродни предложению ремонтировать не весь разрушающийся дом, а лишь его половину. Дескать нам может не понравиться жить в новом доме, и мы захотим вернуться в развалюху. Не захотим, можете не сомневаться!
|